паллеты

Поддоны

Деревянные поддоны или, другим словом, паллеты, появились и используются для перевозки грузов довольно давно, но первые стандарты на них были разработаны только после Великой Отечественной войны и основаны они на размерах вагонов, так как прежде всего поддоны применялись при транспортировке грузов по железной дороге. В наше время эти стандарты остались неизменными.

поддоны

Европоддон, высший сорт

Сейчас в России производят типы поддонов, учитывающие как российские, так и европейские железнодорожные стандарты, а в последние годы появилось множество изделий отличных от стандартных типоразмеров. Вообще, на многих зарубежных предприятиях наблюдается тенденция к использованию индивидуальных видов поддонов, изготовленных специально под нужды и запросы конкретного производства. В Америке используется 40-50 основных типов поддонов, из которых в России «прижилось» только от силы 5 типов. А в целом на сегодняшний день в России массово выпускают около 10 стандартов.

Конструкция всех поддонов одинакова: каждый имеет нижние доски – «лыжи»; так называемые «кубики», скрепляющие поддон и удобные для захвата вилами погрузочных агрегатов (другое название - шашки); поперечные доски, к которым приколачивается завершающее покрытие - настил. Для разных видов поддонов используются разные по ширине и толщине доски, но любой поддон изготавливается так, чтобы погрузочная техника могла зацепить его с любой стороны.

Конкретное предприятие выбирает для транспортировки своего груза оптимальный вид поддона: с нужной толщиной лыж, размером шашек и т.д. Цена на более мощные деревянные поддоны (высокой прочности и грузоподъёмности) выше, ведь на них идёт больше древесины.

В Европе из-за высокой стоимости человеческого труда поддоны производятся на полностью или частично автоматизированных линиях. В России же это чаще всего происходит вручную, что отрицательно сказывается на конечном результате, ведь человеку непосильно соблюсти точные размеры, в отличие от автомата. Стоит отдельно сказать о гвоздях, используемых в производстве поддонов. Это навивные гвозди – нечто среднее между обычным гвоздем и саморезом. Они отличаются толщиной, особой шляпкой и специальной насечкой для прочности крепления в доске. Этот момент немаловажен, так как с поддонами обращаются довольно грубо, и обычные гвозди могут просто на просто выскочить и изделие придет в негодность.

поддоны

Нестандартный поддон 1200х1200 мм

Поддоны изготавливаются 4-мя способами: 

  1. Поддоны ручной сборки, сколоченные рабочими с помощью обычных молотков. Очень простой и дешевый метод, когда поддоны делают из отходов деревообрабатывающей промышленности. Такие поддоны недорогие и низкокачественные;
  2. Поддоны ручной сборки, собранные с помощью пневмоинструментов. Отличается от первого способа использованием не ручных, а пневматических молотков. Такой способ отчасти автоматизирован и позволяет ускорить процесс сборки, и производить несколько поддонов одновременно. Недостатки этого способа такие же, как и у первого: очень низкое качество и несоответствие стандартам;
  3. Наиболее распространенные в Европе - поддоны, собранные на полуавтоматических станках. Доски вручную укладывают в металлические клише (различаются в зависимости от габаритов требуемого поддона), и гвозди забиваются автоматически, с высокой точностью. Такие поддоны соответствуют всем стандартам, брак случается крайне редко;

    поддоны

    Станок для изготовления
    поддонов

  4. Поддоны, произведенные на полностью автоматизированной линии. Функция людей сводится к загрузке деревянных заготовок. Автомат самостоятельно производит нарезку, сколачивание и т.д., на выходе получаются готовые к погрузке поддоны. Такие поддоны, произведенные на самом современном оборудовании, отличаются исключительным качеством.

На производство поддонов идут хвойные и лиственные породы деревьев, изделия из которых быстро выгорают на солнце. Качество поддонов от этого никак не меняется, однако портится внешний вид, что может снизить цену товара. По этой причине склад готовых к продаже поддонов должен быть защищен от прямых лучей солнца и воздействия осадков.

В нашей стране при производстве поддонов придерживаются двух основных документов: ГОСТ 9078 – 84 и ГОСТ 9557–87. ГОСТ 9078– 84 – обзорного характера, описывает стандартные габариты – 1200х800 и 1200х1000 мм. ГОСТ 9557– 87 содержит больше жестких требований: почти полностью совпадает с европейским стандартом по изготовлению европоддонов UIC 435-2. Отличие таких поддонов российского производства от европоддонов в том, что на наших нет клейм EUR и EPAL, так как российское производство не имеет такой сертификации. Поэтому у нас изготавливаются поддоны с маркировкой «БК», что значит – без клейма, полный аналог европоддона, но без сертификата.

Говоря о клеймах – EUR свидетельствует о европейском производстве, EPAL – о производстве с соблюдением специальных требований Европейской паллетной ассоциации (в производстве паллет это что-то типа ИСО 9001).

поддоны

Клеймо о прохождении фитосанитарной обработки

Ещё одно клеймо - «колосок», свидетельствует о том, что поддон подвергся фитосанитарной обработке по стандарту ISPM 15. На нем указано название партии, способ обработки, страна производства, на европейских добавляется номер партии и год изготовления. Но в России не стоит доверять таким клеймам, так как не смотря на всю свою информативность, они, к сожалению, бывают и поддельными.

Фитосанитарная обработка может проводиться тремя способами

  1. Фумигация (обработка бромистым метилом), которая не приемлема в производстве или хранении пищевой продукции, так как часть химического раствора остается на изделиях;
  2. Тепловая обработка (выдерживание изделий в камере с высокой температурой) - дорогой метод, не подходящий для обработки большого количества изделий.
  3. Камерная сушка – наиболее современный метод, когда древесный материал помещают в специальную камеру и определенный срок подвергают нагреванию температурой выше 60 °С. Самый точный и эффективный метод обработки.

Без фитообработки и наличия соответствующего клейма поддоны не могут быть использованы для транспортировки грузов за рубеж. Для применения в России жесткие требования к поддонам отсутствуют, и российских организаций, применяющих такие современные дорогостоящие технологии обработки древесины, очень и очень мало.

© 2006-2014 ООО ХИМТБ
Адрес головного офиса: 125493, г.Москва, ул.Смольная, д.2
Адрес офиса: 603079, г. Нижний Новгород, Московское ш., 213а
Работаем в Москве, Калуге, Туле, Рязани, Владимире, Нижнем Новгороде, Ярославле и Костроме.
Тел/факс (495) 739-5755 (многоканальный)
Тел (800) 250-7445 - бесплатный звонок по всей России
E-mail: himtb@himtb.ru
Адрес склада: 142184, Московская область, Подольский р-н, Лаговское с/п, п. МИС